Категория «Статьи»

Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях Петербурга

Инклюзивное образование постепенно начинает развиваться в нашей стране, о нем ведется все больше разговоров. Количество успешных тому примеров в Санкт-Петербурге все увеличивается. О том, как реализуются инклюзивные программы в дошкольных образовательных учреждениях рассказала Наталья Геннадьевна Путиловская, первый заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Что говорит новый Закон «Об образовании» об инклюзии?

21.12.2012 Госдума РФ в третьем чтении приняла Закон «Об образовании». Работа над законопроектом шла несколько лет.  Обсуждение вызвало широкий общественный резонанс: было получено 40 тыс. коллективных обращений и поправок, с которыми обратились 600 тыс. граждан. Впервые за много лет в Законе прописан особый правовой статус обучающегося ОВЗ, как лица, имеющего подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий; расшифровывается следующая терминология:

Дети с синдромом раннего детского аутизма

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так же как и все дети с ОВЗ, дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и организованного обучения и воспитания — образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.

Жалостливость: как с ней бороться

К симпатичной маме, гуляющей вместе с не менее симпатичной дочкой, сидящей в инвалидном кресле, подходит дама и с жалостливо-переживательным выражением лица спрашивает: «А давно это у нее? И что, совсем не ходит?» Мама бурчит что-то неопределенное, стараясь сохранить вежливость, и быстро-быстро уходит прочь, увозя от жалостливой тети свою девочку. Увы, от жалостливых сограждан далеко не уедешь, они настигнут везде.

Город для всех

Департамент социальной защиты населения столицы совместно с Общественной инспекцией по делам инвалидов продолжает проверку объектов в рамках программы «Город для всех». На этот раз тщательному инспектированию подверглось качество укладки тротуарной плитки на проспекте Мира.
— Это очень крутой спуск. Немножко резковатый. Зимой здесь будет опасно…
Вот так, метр за метром представители Общественной инспекции исследуют недавно уложенную тротуарную плитку на проспекте Мира. В каждом районе столицы общественные инспекторы регулярно принимают объекты, которые, по идее, должны создавать комфортную городскую среду для маломобильных граждан.

Как общаться с инвалидом?

Известно, что российские инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть? В этой статье ты найдешь ответы на эти вопросы.

Инклюзивное образование в России

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, разумеется, ребенок особенный. Особенным он становится и потому, что его отправляют учиться в специальное учреждение для инвалидов, изолируют от реального общества, тем самым еще больше ограничивая в развитии. Разве этого он хочет? Разве он, как и любой другой ребенок, не нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками? Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

Как должны быть оборудованы инклюзивные школы?

В преддверии подготовки к организованному окончанию 2010—2011 учебного года и началу следующего года мы публикуем ряд рекомендаций к оснащению образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику. Школьное оборудование для детей-инвалидов — необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.

Самооценка младших школьников в условиях инклюзивного обучения

2009 год в России объявлен Годом равных возможностей. В первый день нового учебного года президент России Дмитрий Медведев побывал в школе № 518 г. Москва. Она произвела на него позитивное впечатление, и ему понравился, как утверждает корреспондент газеты «Известия» от 23 сентября 2009 года, «принцип инклюзивной школы» [2].

Действительно, необходимым условием гуманизации общества в целом является инклюзивное образование. Компетентностный подход в современных условиях должен включать ценности и принципы инклюзии.

Эксперты обсудили проблемы инклюзивного образования в России

12 апреля состоялся совместный семинар Института развития образования НИУ ВШЭ и Экспертной группы № 8 по обновлению Стратегии-2020 «Новая школа». Обсуждались проблемы инклюзивного образования.
С докладами на тему «Проблемы инклюзивного образования и защиты прав детей с ограниченными возможностями развития» выступили директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Николай Малофеев и заместитель директора Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России Сергей Вителис.