Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях Петербурга

Инклюзивное образование постепенно начинает развиваться в нашей стране, о нем ведется все больше разговоров. Количество успешных тому примеров в Санкт-Петербурге все увеличивается. О том, как реализуются инклюзивные программы в дошкольных образовательных учреждениях рассказала Наталья Геннадьевна Путиловская, первый заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Сейчас больше возможностей и, соответственно, примеров внедрения инклюзивного образования в Санкт-Петербурге. Наверное, правильно, что началось все именно с дошкольного образования. Постепенно такие формы обучения будут приходить в средние школы, по мере того, как дети будут подрастать и взрослеть. И родители с самого начала привыкнут, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют такие же права на образование, как и все остальные.

В Петербурге давно реализуются проекты по созданию коррекционных классов и групп в детских садах и школах. Сейчас в школах Санкт-Петербурга функционирует 261 коррекционный класс, их посещают 2 928 детей. В дошкольных образовательных учреждениях таких групп более 2 700, в них обучается 44 876 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Мы считаем это первым этапом инклюзивного образования, хотя интеграция детей при такой форме обучения происходит лишь при совместных внеклассных мероприятиях — прогулках, праздниках, экскурсиях, но не в учебном процессе.

Можно отметить позитивный опыт детского сада № 41 Центрального района, в котором с 1997 года практикуется другой тип инклюзивного образования – в группах. Этот детский сад является «Центром интегративного воспитания», и ежегодно 10-12 детей со сложной структурой дефекта, например, синдромом Дауна, совместно развиваются и воспитываются в обычных массовых общеобразовательных группах. Уже есть выпускники таких групп, им сейчас 18-19 лет. Эти дети социализированы и адаптированы к жизни в обществе, нормально развиваются, получают образование, живут в семьях и вполне благополучны.

Конечно, в учреждении, где практикуется инклюзивное совместное обучение, помимо воспитателей нужны специалисты: дефектологи; педагоги, имеющие соответствующее образование. Они всегда смогут подключиться и оказать индивидуальную помощь ребенку с ОВЗ, дать совет, помочь и подсказать воспитателю, который работает с группой. Очень важно, чтобы в этих образовательных учреждениях присутствовали специальные работники. Но пока большинство специалистов в этой области сосредоточены в коррекционных образовательных учреждениях.

Дети, открытые для общества

В Центральном районе Петербурга существует начальная школа — детский сад № 687, которая на нескольких площадках реализует этапы и дошкольного, и начального образования. Это Центр реабилитации ребенка, в котором открыты на базе общеразвивающих групп дошкольного отделения группы для детей со сложным дефектом развития, аутизмом и задержкой психического развития.

Опыт начальной школы — детского сада № 687 можно считать успешным в плане инклюзивного обучения. Дети включаются в образовательный процесс обычной общеразвивающей направленности. Конечно, в этом Центре реабилитации ребенка работают специалисты психолого-педагогического и медико-социального профиля, которые оказывают индивидуальную помощь ребятам и методическую — педагогам.

Особо стоит отметить такой сложный дефект развития у детей, как аутизм. Именно Центр реабилитации ребенка Центрального района можно назвать одним из немногих учреждений Санкт-Петербурга, у которого накоплен успешный опыт работы с детьми-аутистами. Их очень важно включать в общеобразовательный процесс, чтобы помочь справится со своим дефектом, социализироваться и включиться в общую жизнь, нужно прийти к тому, что они станут открытыми для общества, а не замкнутся в своем внутреннем мире.

Можно еще назвать детские сады Калининского района № 1 и № 31, в которых есть опыт совместного развития детей с синдромом Дауна и нормально развивающихся сверстников.

С 2009 года в ряде детских садов Петербурга инклюзивное образование получают дети с нарушением слуха, в том числе после кохлеарной имплантации. Эта программа сейчас развивается достаточно успешно.

Можно сказать, что в Санкт-Петербурге к развитию инклюзии в большей степени готово дошкольное образование.

Существует рабочая группа по инклюзивному образованию дошкольников, созданная в 2008 году. Все проблемы, которые возникают при внедрении инклюзивного образования, обсуждаются здесь. В рабочую группу входят методисты, психологи, специалисты в области коррекционной педагогики, специалисты Комитета по образованию. Это некий методический совет по внедрению инклюзивного образования в Петербурге.

Законодательная база

Что касается нормативной базы, то мы ждем от Министерства образования и науки РФ обновления документов, которыми пользуются при индивидуальном обучении. Они очень старые, создавались еще во времена Советского Союза. Необходимо создание современных образовательных стандартов для детей с ОВЗ и рекомендаций от методических служб. Академия постдипломного образования работает в этом направлении, но и от методических служб РФ хотелось бы получить какую-то поддержку.

Вопрос об инклюзивном образовании — очень непростой, и, конечно, это подразумевает долгосрочную стратегию и комплексную реализацию.

Думаю, что надо изучить опыт работы тех школ и детских садов, в которых эти программы уже работают, и попробовать распространить его в Санкт-Петербурге, Необходимо показать родителям и педагогической общественности, что все это возможно, что от этого процесса выигрывают обе стороны. При этом, еще неизвестно, которая больше — тот ребенок-инвалид, которому это крайне необходимо, или обычные дети, которые получают уроки доброты и толерантности.

Источник: ГлавCправ

 



Комментариев к записи: 1

  1. Анна:

    Вы хоть немного думаете ,что делаете?!!!Дети с нормальной психикой не должны находиться рядом с психически неуравновешенными детьми.У малышей поведение имеет подражательный характер.И вы получите еще группу психов!!!Читайте детскую психологию!!!!!

Оставить комментарий