О пандусах в чиновничьих головах

Как всегда 3 декабря, в Международный день инвалидов, общество вспоминает о проблемах людей с ограниченными возможностями. Говорят о многом из того, чего эти люди лишены. В частности – об ограниченности перспектив, о невозможности получить полноценное высшее образование. Именно этой тебе был посвящен состоявшийся сегодня в РИА Новости круглый стол «Вузы без барьеров».

Нужны микро-кампусы

Судя по опросу «Студенты-инвалиды в российских вузах», проведенному Российским Союзом ректоров в двухстах вузах, главная проблема для студентов с ограниченными возможностями – это отсутствие комфортной среды. В зданиях часто нет пандусов и лифтов с дверью шире семидесяти сантиметров, оборудованных спортивных залов и аудиторий. Ощущается и острая нехватка толерантного отношения россиян к людям с ограниченными возможностями.

Как с этим жить? Как считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, абитуриент должен иметь возможность узнать об условиях обучения – тех самых лифтах, пандусах и оборудованных аудиториях – еще до поступления. Для этого вузовские сайты должны предоставлять самую полную информацию. Более того, полагает Кузьминов, надо изменить условия проведения олимпиад таким образом, чтобы в них могли участвовать школьники с ограниченными возможностями. Этому может способствовать интернет-этап олимпиад, и рекомендации об их проведении уже приняты Российским Советом олимпиад. Кузьминов предлагает создавать внутри учебных корпусов и микро-кампусы для студентов с ограниченными возможностями.

Всего этого в российских вузах пока нет. Нет и программы трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями (в СССР она была). Ректор МГУ Виктор Садовничий, развивая эту тему, предложил включить в федеральную целевую программу на 2011—2015 годы «Доступная среда» раздел о доступной среде в университетах.

Шаги навстречу

Впрочем, попытки изменить условия жизни для людей с ограниченными возможностями уже предпринимаются. Как рассказал в ходе круглого стола ректор Московского государственного строительного университета Валерий Теличенко, его вуз готовит специалистов, которые еще на стадии проектирования могут разрабатывать среду, удобную для людей с ограниченными возможностями. С 1994 года в вузе существует специальность «проектирование зданий», в рамках которой готовят специалистов для таких целей. Сегодня перед студентами поставлена задача проектировки «универсальной среды». Это не только среда для людей с ограниченными возможностями, но и для детей и стариков. Эту тему – говорит Теличенко – будет обсуждаться и на ближайших заседаниях Ассоциации строительных вузов.

Есть и другие примеры. МГУ, например, проводит специальную олимпиаду школьников с ограниченными возможностями «Талант преодоления». Кроме того, преподаватели университета через Интернет читают лекции.

Существует в России и уникальный опыт. В МГТУ имени Баумана с 1934 года обучают глухих и слабослышащих студентов. Начиналось все с пяти человек. Сегодня в университете работает специализированный центр, в котором обучается около трехсот человек. По окончании вуза они получают диплом инженера и стопроцентно трудоустраиваются. Методика обучения в этом центре основана на идее адаптации глухого студента к обычной образовательной среде: первый год — привыкание, два курса ребята обучаются в специальных группах, а третий-шестой курсы они учатся вместе со всеми. Сегодня в Центр приезжают преподаватели из США, Японии и Китая, чтобы научиться у бауманцев.
По мнению президента МГТУ Игоря Федорова, с образованием инвалидов его вуз справляется, проблема – в отсутствии специального медицинского сопровождения, которое помогло бы ребятам вписаться в обычную жизнь.

Законодательные проволочки

Проблема между тем остается очень острой. По словам руководителя РА «Социальный навигатор» Ирины Ясиной, до сих пор не ратифицирована Конвенция ООН по правам инвалидов. Она была подписана Россией в 2007-м году, но ратификации пока не произошло.
Почему? Во-первых, российское законодательство нужно привести в соответствие с конвенцией. А во-вторых, по словам Андрея Логинова, полномочного представителя Правительства РФ в Госдуме, депутаты ждут либо отмашки правительства, либо момента, когда президент внесет этот вопрос на рассмотрение в Госдуму.

Схожая судьба постигла и другие законодательные инициативы. Речь идет о поправках в Гражданский кодекс, представленных заместителем Председателя Комитета Госдумы по образованию Олегом Смолиным. Он предложил, в частности, чтобы без согласия автора и выплаты вознаграждения любая библиотека имела право снимать электронную копию с книжки и передавать ее инвалиду, который обратился за ней в библиотеку. Поправки были отвергнуты. «Если мы разрешим это, рухнет конструкция Гражданского права. Если же мы эту ситуацию перенесем в другую плоскость, то мы получим четкое решение проблемы: каждый автор должен предоставить возможность снять две копии со своей книги. Одна идет в резервное хранение, а вторая – становится доступной через удаленный доступ всем библиотекам страны, подключившимся к этой системе. Для инвалидов мы будем продумывать правовое решение иметь доступ к этим книгам из дома. Но пока гражданский кодекс разрешает использовать их только в стенах библиотек», — говорит Андрей Логинов.

Камень преткновения

Главным препятствием на пути создания комфортной среды для людей с ограниченными возможностями декан дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета Борис Пузанов считает проблемы управленческие: «главное – это отсутствие пандусов в головах чиновников». Если их не будет, возникнут и реальные пандусы, и широкие двери лифтов, и даже специальные туалеты для инвалидов. Тут уместно модное слово «толерантность», отсутствие «разрухи в головах». Тогда, может быть, и инклюзивное образование станет реальностью, а не фразой.

Наталья Иванова-Гладильщикова для РИА Новости



Оставить комментарий