Международный опыт инклюзии

17 мая в МГППУ состоялась публичная лекция профессора Ричарда Зиглера (Канада) о международном опыте построения инклюзивного сообщества.
Организатором лекции стал Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования (С.В.Алёхина) совместно с Центром лечебной педагогики (А.Л.Битова).

Предметом обсуждения стали вопросы организации и обеспечения инклюзивных процессов в разных странах – Танзании, Перу, Англии, Канады, Израиля, Китая. Зиглер подробно рассказал о возможных моделях инклюзии для детей с особыми нуждами, финансировании процесса обучения детей с различными нарушениями, включении родителей в процесс построения индивидуального учебного плана ученика. Имея огромный опыт работы с детьми с особыми нуждами , Ричард подробно отвечал на все вопросы слушателей. В конце лекции он выразил уверенность в том, что российское образование сможет найти свой путь в построении инклюзивного общества, где каждый человек может реализовать свои возможности на жизненный успех.

Видеозапись лекции (часть 1):

Видеозапись лекции (часть 2):

Конспект лекции:

Р.Зинглер в настоящее время работает в Танзании, Перу и России в области преподавания опыта создания инклюзивного сообщества. В каждой стране существуют очень разные образовательные системы. И дети с особыми нуждами по-разному поддерживаются в разных странах. Инклюзивные программы становятся общими для всех стран и на международном уровне. 30 лет назад в Канаде была разработана программа, согласно которой дети могут обучаться по месту жительства, а не в спецучреждениях. Это было утверждено законодательно. Когда родители детей с особыми нуждами ознакомились с проектом зактона и одобрили его, начался процесс перемещения специальных классов в обычные школы. Родители стали требовать интеграции детей в жизнь обычной школы. Интеграция — это когда спецкласс переводится в обычную школу. А инклюзия — общее отношение ко всем в чем-то недостаточным детям в школе — детей из очень бедных семей, детей другой культуры. Детям предоставили тьюторов, логопедов, школьных психологов для того, чтобы развивать программу инклюзии.

Независимость существования инвалидов более выгодна государству, чем пожизненное их содержание в спец-учреждениях.

Если просто поместить человека на 60 лет в спецучреждение, то это стоит около 18 миллионов фунтов.

Если человеку дать образование, рабочее место, примерная его стоимость для государства около 6 миллионов фунтов.

В настоящее время 100% школ в Канаде обязаны брать в классе детей с ОВЗ, кроме детей с психическими заболеваниями. Нельзя сказать, нравится ли вам, например, острая еда, если вы ее не пробовали. Так и с инклюзивным образованием, нельзя говорить хорошо это или плохо, если вы не учились в инклюзивном классе.

Команда специалистов в школе определяет возможность ребенка обучения в школе. В эту команду входят:

  • Психолог
  • Социальный работник
  • Медицинский работник
  • Родители
  • Психиатр

Если у ребенка обнаруживаются тяжелые психические отклонения в результате физических или психологических травм, то такие дети проходят 3-х летнюю программу терапии.  В результате этой программы 70% детей после прохождения терапевтической программы заканчивают школу.

Дети с ОВЗ переводятся в старших классах из спецшколы в обычную школу. Для группы инвалидов 5-6 человек создается в школе аналог квартиры (resource room model), где они могут научиться самостоятельной жизни. В 19 лет они уже живут в отдельной квартире. В пересчете на всю жизнь, возможность сделать инвалида независимым членом общества. Чем больше он независим, тем он меньше стоит, в пересчете на всю жизнь.

Классификация тяжести нарушений здоровья

  1. Менее 1% всех учащихся с тяжелыми нарушениями здоровья (аутизм, психические нарушения, слепота, ОВЗ), согласно повсеместной статистике с IQ меньше 55
  2. Меньше 4% с нарушениями обучаемости, средними психическими нарушениями, нарушениями поведения IQ больше 55
  3. Около 10% с пограничными расстройствами

В одном классе должно быть не более 3 с тяжелыми нарушениями и среднего уровня нарушениями, согласно законодательному стандарту. Речь идет об обычных школах и классах без углубленного изучения какого-либо предмета.

Программа из детей с особыми нуждами состоит из трех компонентов.

  1. Работа в классе. Особое внимание уделяется таким дисциплинам, как физическая культура, музыка, искусства, мастерские.
  2. Работа с профессионалами на территории школы : психологом, логопедом, специальным педагогом
  3. Работа по месту жительства, включая поддерживающие организации и соседей.

Составляющие этих компонентов с разными нарушениями разные. Чем сложнее состояние ребенка, тем больше ему нужно взаимодействовать с теми, кто находится рядом с ним. Успех в образовании определяется мерой достигнутой самостоятельности. Невозможно ограничить программу поддержки только работой в классе. Если ребенок проводит в классе весь день, уровень его обучения падает.

Special Educational Review by R.Zigler (Adobe pdf, 10 кб)

Источник >>> сайт http://psypress.ru



Оставить комментарий