Об инклюзии

Уважаемые посетители сайта, если при чтении некоторых статей вы столкнулись с неизвестными терминами, то, возможно, вы найдете их объяснение в нашем разделе «Словарь терминов». В разделе «Библиотека» мы представляем материалы, которые помогут вам больше узнать об особенностях образовательной интеграции (инклюзии). Специалистам образовательных учреждений рекомендуем посетить раздел «Методическая копилка».

Что такое инклюзивное (включающее) образование?

По материалам Альянса правозащитных организаций «Спасите детей» («Save the children»)

Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Читать полностью...

Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и переспективы

Малафеев Николай Николаевич — член-кор. РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается нами как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается в данной статье как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.
Читать полностью...

Являются ли понятия «инклюзия» и интеграция одинаковыми?

По материалам пособия «Совершенствование образования» (Improving Education/ The Promise of Inclusive Schools) Национального Института совершенствования городского образования США

Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия — это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.
Читать полностью...

Мифы об инклюзивных школах

По материалам национального института по развитию городского образования (США) http://www.inclusiveschools.org (перевод О. Дроздовой)

Мы убеждены в том, что инклюзия — это не просто проект «из доброй воли». Инклюзия — это подход и философия, которая предполагает, что все ученики (и с инвалидностью, и без инвалидности) получают больше возможностей и в плане социальном, и в плане учебы. Инклюзия — это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.
Читать полностью...

Насколько реально в сегодняшней России реализация идеи инклюзивного образования?

Шилов В. С. (Москва, Россия)

Постановка вопроса о создании в России системы инклюзивного образования является исключительно важной. Например, только в Москве живет 24 тысячи детей-инвалидов, которые в своем большинстве нуждаются в том, чтобы стать полноценными членами общества. По большому счету инклюзивное образование — это результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь каким бы ни было ее физическое состояние, праве на обладание всеми ценностями современной цивилизации.
Читать полностью...

Опыт России в реализации интегративного обучения

Екжанова Елена Анатольевна (доктор пед. наук, профессор) , Резникова Елена Васильевна (кандидат пед. наук). Из книги «Основы интегрированного обучения: пособие для вузов»

В России вопросы организации и реализации интегрированного обучения требуют дальнейшего решения не только в научно-методическом, но и в организационно-правовом отношении. О возможности осуществления интеграционных процессов заявлено на государственном уровне, но учреждениям образования пока еще не оказывается должная юридическая и экономическая поддержка. Оставляет желать лучшего содержательно-организационная и кадровая сторона дела, а также духовно-нравственная атмосфера в общеобразовательной школе.
Читать полностью...

Правовые основы развития образовательной интеграции в Российской Федерации

А.Ю. Исаков, главный специалист-эксперт Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, консультант Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ («Нормативные документы образовательного учреждения» № 11, 2009 г.)

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Читать полностью...

Как нам планировать инклюзивное образование?

Из пособия С. Стабс «Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах», 2002 г.
(Sue Stubbs, Inclusive Education Where There are few resources)

В процессе планирования инклюзивного образования необходимо не только определить его общую концепцию, но также составить соответствующий реалистичный план действий. В данной главе представлены методические рекомендации, обеспечивающие практическое применение инклюзивного образования в различных культурах и социальных условиях. Опыт успешной реализации инклюзивного образования показывает, что есть три основные составляющие, которые должны приниматься во внимание.
Читать полностью...

Глобальные перспективы в инклюзивном образовании

Жиль Ван ден Брюль, Отдел развития базового образования ЮНЕСКО, Париж

В современном мире насчитывается 650 миллионов инвалидов. Согласно данным EFA Global Monitoring  в настоящее время более 77 миллионов детей в мире не ходят в школу (диаграмма 1), приблизительно 30-40% детей являются инвалидами, 80% из них проживают в развивающихся странах, 781 миллион человек в мире являются неграмотными, 2/3 из них женщины.

Читать полностью...

Концепция психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированного школьного обучения

Анастасия Владимировна Захарова — кандидат психологических наук, методист ЦПМСС «Взаимодействие»

В последнее десятилетие в образовательной политике России происходят системные изменения: складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение.

Государство и общество предъявляют новые социальные требования к российскому образованию — обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья [4]:

Читать полностью...

Специфика профориентационной и профконсультационной работы в системе инклюзивного образования

Ананьева Е.В., методист СП «Донское» ЦПМСС «Взаимодействие»

В период реформирования системы образования в целом и специального образования в частности особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения и социально-бытовой адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В сфере образования в настоящее время активно поддерживается и продвигается форма инклюзивного образования. Инклюзивным (включающим) образованием сейчас называют возможность детей с ОВЗ учиться вместе с обычными детьми.

Читать полностью...