Главная цель — помочь ребенку найти место в жизни

Татьяна ГУСЕВА, заместитель руководителя Департамента образования:
— Образовательная политика Департамента образования и Правительства Москвы в области реализации прав детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе своего развития строится по принципу максимального удовлетворения разнообразных потребностей населения. Она основывается на концептуальных подходах, главная задача — создание в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования специальных образовательных условий в соответствии с международными нормами безбарьерной среды.

Наша главная стратегическая цель — помочь каждому ребенку-инвалиду и ребенку с ограниченными возможностями здоровья реализовать провозглашенное Всемирной декларацией прав человека право не подвергаться дискриминации, образовательной и социальной сегрегации в зависимости от имеющихся у него умственных или физических недостатков и особенностей, этнической принадлежности, религии, языка, пола, способностей. Другими словами, найти свое место в жизни.

В этой связи сложившаяся в предшествующие годы инфраструктура, сохраняя свои позитивные черты и учитывая потребности жителей столичного мегаполиса, целенаправленно модернизировалась. Помимо традиционных детских садов и групп компенсирующего вида, специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, другими нарушениями и заболеваниями, школ надомного обучения (14 школ), образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (60), стала развиваться сеть служб ранней помощи (48) и лекотек (73).

В ближайших планах — создание системы инклюзивных школ и детских садов как необходимое дополнение к существующей сети специализированных учреждений. Одними из первых в статусе эксперимента такую работу начали Центральный, Северо-Восточный, Западный и Юго-Западный округа. Впереди работа более масштабная. Уже сейчас окружные управления образования, хорошо понимая актуальность развития данной формы обучения, задумываются о том, где и когда в каждом муниципальном районе Москвы будут созданы условия для работы в режиме интеграции (инклюзии). Для начала следует выбрать хотя бы одно дошкольное учреждение и одну среднюю общеобразовательную школу и постепенно начинать работать в этом направлении. А пока согласно постановлению Правительства Москвы от 23.06.2009 №576-ПП «О ходе подготовки государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы к новому 2009/2010 учебному году» образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья по инклюзивной модели обучения будет организован на базе 103 образовательных учреждений.

С 2009 года в структуре Московского городского психолого-педагогического университета начнет свою работу Городской ресурсный центр по развитию интегрированного (инклюзивного) образования. Центр будет осуществлять научно-методическое сопровождение этого вида образования при получении детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья как основного, так и дополнительного образования. Основная его задача — определять стратегию развития данной формы обучения. Параллельно в округах начнут работу окружные ресурсные центры по развитию инклюзивной формы обучения, открытие которых планируется в первую очередь на базе психолого-медико-социальных центров. Одновременно будет начата работа по переподготовке педагогического персонала и подготовке тьюторов (то есть тех, кто будет сопровождать детей с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе). Здесь большие задачи предстоит решить московским педагогическим вузам.

Проблемы инклюзивного образования в течение года обсуждались многократно. Этой теме был посвящен большой международный научно-практический семинар, проходивший в апреле 2009 года в МГППУ. Одним из итогов его работы стало создание Координационного научно-методического совета по развитию инклюзивной формы обучения. Уже состоялись два первых заседания, на которых обсуждались многие текущие проблемы. Правда, вопросов пока больше, чем ответов. Поэтому в округа было направлено соответствующее инструктивно-методическое письмо, разъясняющее, как организовать инклюзивный образовательный процесс. Важно при этом помнить, что инклюзивное образование не отменяет и не заменяет специального образования, а организуется в дополнение к нему и опирается на него, как на ресурс собственного развития.

В этом контексте следует отметить опыт Западного окружного управления образования, которое на межведомственном уровне проводит объемную работу по разработке проекта комплексной адаптации районов округа для передвижения маломобильных групп населения. Отрабатываются различные маршруты движения инвалидов, включая детей-инвалидов, к местам наиболее частого посещения: медицинские, социальные и образовательные учреждения, культурно-спортивные сооружения. В перспективе это позволит оптимально определять детские сады и школы для работы в режиме инклюзии, а также планировать открытие новых образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо сказать о том, что на сайте Департамента образования в помощь родителям, обучающимся, педагогам и другим заинтересованным лицам размещена интерактивная карта образовательных учреждений, приспособленных для нужд маломобильных и других лиц с ограниченными возможностями здоровья. На карте отражены все 926 образовательных учреждений. На сайте создан специальный портал, посвященный детям с ограниченными возможностями здоровья. Все желающие могут смело подключиться к этому проекту.

Срок действия подпрограммы «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» на 2008—2009 годы комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007—2009 годы истекает. В июне 2009 года состоялась коллегия Департамента образования, на которой были подведены основные итоги ее реализации. Напомню, что в соответствии с утвержденным планом работа по выполнению ее мероприятий координировалась рабочей группой, в состав которой вошли не только представители всех структур Департамента образования, но и родители, представители общественных организаций и средств массовой информации.

Вот некоторые результаты: в 2008 году на финансирование мероприятий подпрограммы было выделено 813,3 млн рублей, исполнение подпрограммы составило 94%. Однако можно говорить и о фактически 100-процентном ее выполнении, так как часть работ (подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров) выполнялась в рамках текущего бюджетного финансирования.

Все 59 учреждений для детей с нарушением зрения в декабре 2008 года получили необходимое оборудование, в том числе 15 кабинетов психомоторной коррекции, 49 комплектов сенсорного оборудования, 42 комплекта коррекционно-развивающего оборудования. Практически всем из них поставлены специальные тренажеры и компьютерное оборудование, 4 учреждения получили оборудование для проведения занятий по трудовому обучению. 210 специалистов этих образовательных учреждений прошли соответствующее обучение (краткосрочные курсы повышения квалификации) в Центре информационных технологий и учебного оборудования.

Средства подпрограммы позволили переработать и издать для детей с нарушением зрения 3 тысячи экземпляров «Азбуки» с укрупненным шрифтом, которую в 2009 году получат все нуждающиеся в ней, в том числе обучающиеся классов охраны зрения общеобразовательных школ.

Большая часть средств 2008 года потрачена на проведение капитальных ремонтов, на введение в эксплуатацию построенных по специальным проектам новых зданий школы надомного обучения №367 и школы здоровья в районе Митино. Дополнительно открыты 6 психолого-медико-социальных центров, 21 школа здоровья, 6 служб ранней помощи, 18 лекотек, 28 групп «Особый ребенок», 62 класса для детей со сложным дефектом, создано 6 родительских клубов. Успешно началась реализация проекта по реабилитации детей-инвалидов с использованием методов иппотерапии на базе санаторно-лесной школы №7, детского парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках», парка «Фестивальный».

Активизировалась работа с общественными фондами, организациями и объединениями, представляющими интересы детей-инвалидов и их родителей. Это позволило провести в декабре 2008 года Гражданский форум по проблемам семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе форума активное участие приняли члены Правительства Москвы, руководители органов исполнительной власти, депутаты Московской городской Думы, представители Общественного совета города Москвы, Общественной палаты по образованию города Москвы, Общественного благотворительного совета города Москвы, общественных ассоциаций и организаций, родительской общественности и педагогического сообщества. В декабре этого года аналогичный форум будет проходить второй раз.

На реализацию мероприятий подпрограммы в 2009 году было предусмотрено финансирование в сумме 3 млрд рублей. Однако с учетом финансово-политических обстоятельств плановые цифры на обеспечение мероприятий подпрограммы менялись несколько раз, вплоть до полного сокращения финансирования. Во второй половине 2009 года предусматривалось финансирование в объеме 74,1 млн руб., следовательно, работа по выполнению основных показателей подпрограммы выполняется в рамках текущего бюджетного финансирования.

Какие же задачи и какие приоритеты определяет нам Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008—2017 годы?

Это: — охват образованием всех без исключения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом территориальной доступности; — максимально раннее включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи в образовательный процесс; — индивидуализация образования; — интеграционные (инклюзивные) процессы; — новая система ценностей с установкой на политкорректность и толерантность.

В настоящее время 100% детей с ограниченными возможностями здоровья и 74% детей-инвалидов (18958 чел.) в соответствии с профилем заболевания ребенка и желанием родителей обучаются и воспитываются в различных образовательных учреждениях города. Если рассматривать конкретно охват образованием детей-инвалидов, то следует сказать, что: — в обычных школах их 48,5%; — в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах и школах надомного обучения — 35,8%; — в дошкольных образовательных учреждениях — 10,6%; — в учреждениях профессионального образования — 5,1%.

Определена специальная система организации образовательной деятельности, которая гарантирует данной категории лиц реализацию права на образование. При этом предусматривается право родителей выбирать различные формы образования, включая образование с использованием дистанционных образовательных технологий.

Конечно же, инновационные процессы — это не только современные компьютерные технологии. Хотя, когда речь идет о детях-инвалидах, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, это единственный способ включения их в полноценный образовательный процесс. Дистанционные образовательные технологии дают этим детям возможность получения доступного качественного общего, дополнительного образования и при необходимости еще и профессионального.

Такая возможность появилась с момента создания в 2003 году школы дистанционной поддержки, реорганизованной потом в Центр образования «Технологии обучения». Сегодня в нем обучаются на различных формах порядка 800 обучающихся.

Не случайно по запросу Аппарата Правительства России в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации Центр образования «Технологии обучения» направил пакет разработанных учебных методических материалов для организации работы в центрах дистанционного образования, создающихся во всех регионах страны в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Учитывая актуальность и значимость этого проекта, мы предполагаем его всестороннее развитие. При выделении запланированных денежных средств в рамках мероприятий по Году равных возможностей обязательно будет создано еще 305 дополнительных ученических рабочих мест. Для демонстрации реальных возможностей этой формы обучения на школьной ярмарке «От А до Я», проходившей в Манеже, были организованы в онлайн-режиме открытые показы проектной деятельности.

В соответствии с планом основных мероприятий Правительства Москвы 2009 года по реализации задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, были разработаны примерные учебные планы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов, рекомендованные к использованию с 1 сентября текущего года.

Особо хочу отметить деятельность образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которых сегодня в системе образования города работает 60. Возникновение инновационной сети психолого-медико-социальных центров обязано принятию 15 лет назад комплексной целевой программы «Столичное образование-1». В сентябре мы отметили юбилей Центров проведением городской научно-практической конференции.

Удивительный парадокс! В те далекие девяностые перед системой образования стояли совсем иные задачи, нежели теперь. Меняются технологии, методы, цели, задачи, меняются содержание и формы образования. Меняются дети, меняется мир вокруг. Одно неизменно — проблемы, сопровождающие развитие ребенка, становление его личности. Принимая это за аксиому, можно констатировать, что девиз «Каждому конкретному ребенку — индивидуальную траекторию развития, с учетом его возможностей, способностей и здоровья» никогда не потеряет своей актуальности. А значит, потребность в психолого-педагогической и медико-социальной помощи у населения будет всегда, и в рамках программы «Столичное образование-5», и «Столичное образование-6, 9, 15», и так далее. Центры призваны осуществлять различные модели комплексного сопровождения ребенка, целью которого является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессом развития и обучения детей и их потенциальными возможностями, а также создание условий для социально-психологической адаптации ребенка к полноценной жизни в социуме.

Поскольку в Центрах сформирована уникальная культура межведомственного и полидисциплинарного взаимодействия специалистов различного профиля, им под силу справиться и оперативно отреагировать на любые специфические запросы. Доверие к Центрам растет, за помощью и поддержкой обращаются все больше и больше. Только за последние пять лет количество обслуженных в Центрах детей увеличилось почти в 2 раза, а количество детей-инвалидов, получивших в них комплексную реабилитационную помощь, выросло в 8 раз (с 500 чел. до 4 тыс. чел.). Если говорить в среднем, то через каждый Центр проходит свыше 1,8 тысячи детей в возрасте от 0 до 18 лет и около 1,1 тысячи взрослых. Так что потенциал этой динамично развивающейся структуры столичного образования необходимо использовать по полной программе, периодически определяя новые горизонты ближайшего и перспективного развития.

Нельзя не отметить, что важное место в решении вопросов дальнейшей адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья принадлежит социокультурной реабилитации как целостной системе мероприятий и мер, позволяющей расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. Основной составляющей данного процесса стало дополнительное образование, которое создает необходимые предпосылки для личностного саморазвития «особого» ребенка, для более успешного освоения им основной образовательной программы. Работа осуществляется более чем по 210 видам деятельности. Ежегодно для детей с ограниченными возможностями здоровья проводится более 30 крупных городских мероприятий: праздников, фестивалей, олимпиад, турниров, конкурсов, творческих акций.

Однако самый большой и самый массовый праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении двух десятилетий — это фестиваль детского творчества «Надежда». В 2009 году фестивалю исполнилось 20 лет, его участников и организаторов поздравил Президент России Дмитрий Медведев. В начале октября мы провели выездное заседание рабочей группы по разработке новой концепции фестиваля «Надежда».

Впрочем, мероприятий — смотров, конкурсов, турниров, соревнований, творческих акций — в 2009 году состоялось несколько десятков. Хочу рассказать об одном из них — городских соревнованиях по спортивному туризму на Кубок мэра Москвы, посвященных Дню защитника Отечества, организатором которых совместно с Департаментом образования и Департаментом физической культуры и спорта выступили Дмитрий и Матвей Шпаро. В соревнованиях приняли участие обучающиеся из 17 специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. По итогам соревнований жюри отобрало кандидата для участия в апрельском финальном туре — Второй российской молодежной экспедиции «На лыжах — к Северному полюсу!». Им стал ученик 8-го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида №22 Владимир Дзекунов. После похода его ждал еще один сюрприз — знакомство с мэром Москвы Юрием Лужковым.

Ну и наконец о самом главном. Очень знаменательно, что именно в Год равных возможностей в мае состоялось заседание Правительства Москвы, на котором был одобрен закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве».

Чего же ожидать от закона?

Во-первых, в законе объединены и законодательно закреплены права и гарантии лиц с ограниченными возможностями здоровья, порядок и условия реализации ими конституционного права на образование. Закон направлен на реализацию основных положений статей Конвенции о правах инвалидов, носит декларативный и разрешительный характер, сводит и упорядочивает сложившиеся на практике нормы в сфере образования.

Во-вторых, закон впервые вводит понятие интегрированного (инклюзивного) обучения, определяет порядок и условия, необходимые для его осуществления.

В-третьих, закон позволяет родителям реально выбирать для своего ребенка-инвалида конкретное образовательное учреждение и форму получения образования в соответствии с ИПР.

Если говорить в целом, то этот закон позволит потенциально улучшить качество жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, влиять на отношение общества к инвалидам и проблемам инвалидности, регулировать финансовые механизмы. Однако для реального введения закона в 2009—2010 учебном году Департаменту образования предстоит подготовить и внести на рассмотрение Правительства Москвы целый ряд нормативных правовых актов по разным направлениям деятельности.

Елена ЕКЖАНОВА, доктор педагогических наук, профессор, директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево»: — На «круглом столе» в рамках II Гражданского форума родителей, имеющих особых детей, в Западном округе встречались специалисты Западного, Северо-Западного, Северного, Юго-Западного, Зеленоградского округов. В результате работы были выработаны предложения на будущее.

Участники «круглого стола» считают, что необходимо:

  • разрабатывать и совершенствовать на федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые акты для развития интегрированного обучения, специального образования, образования с использованием дистанционных технологий, семейного обучения и обучения на дому;
  • рекомендовать всем окружным управлениям образования и Департаменту образования ежегодно проводить пресс-туры для ознакомления и популяризации результативности совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников;
  • настоятельно рекомендовать СМИ, получающим субсидии на выпуск социальной печатной продукции, регулярно размещать материалы о работе по поддержке, обучению и социальной реабилитации детей с ОВЗ;
  • обратиться к главным редакторам СМИ с предложением поддержать работу системы образования по воспитанию, обучению и социальной реабилитации детей с ОВЗ, публикуя объективные материалы о проблемах и достижениях педагогов, психологов, дефектологов, социальных педагогов и их воспитанников;
  • продолжить совершенствование межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы Москвы в определении объемов потребительских услуг с целью эффективного обеспечения индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ;
  • расширять сеть средних специальных учебных заведений для обучения различных категорий детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с их возможностями для получения профессии, совершенствовать систему трудоустройства инвалидов;
  • рекомендовать активно поддерживать интеграцию в условиях учреждений дополнительного образования, в настоящий момент это наиболее активная, хорошо сформировавшаяся часть работы, и ее надо развивать, популяризировать;
  • органам образования и социальной защиты объединить усилия по открытию в Москве социальных кондоминимумов для организации послешкольной реабилитации и жизни в социуме лиц с ОВЗ;
  • активизировать работу по созданию в Москве психолого-педагогических программ для нормально развивающихся детей с тем, чтобы обучать их и готовить к совместной жизни, к совместному обучению с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и детьми-инвалидами.

Александр ЕЗДОВ, директор Центра образования «Технологии обучения»:  — «Круглый стол» в рамках II Гражданского форума родителей, имеющих детей с ОВЗ, по проблемам дистанционного обучения детей-инвалидов, проходил в нашем Центре образования.

Предложения участников «круглого стола» касались развития дистанционных форм обучения:

  • предусмотреть организацию обучения в дистанционной форме для детей, получивших статус инвалида на короткий срок, когда они какое-то время не могут обучаться в обычной школе, чтобы они смогли все же получать знания по школьным предметам;
  • интенсифицировать разработку учебных материалов для слабовидящих и незрячих учащихся как для самой тяжелой категории в смысле дистанционного обучения: та наглядность, которую компьютер дает всем остальным категориям зрячих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, здесь значительно меньше, и слабовидящие учащиеся нуждаются в разработке специальных форм наглядности;
  • расширить программу дистанционного обучения не только детей-инвалидов, но и включить в нее детей с ОВЗ, находящихся на надомном обучении, то есть дети, которые не имеют инвалидности, но хотят получить образование в такой форме, по мнению родителей, должны быть включены в такую форму.

Сергей ЧИСТЫЙ, начальник Западного окружного управления образования, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ: —  Сегодня есть проблема приспособления жилых помещений к нуждам инвалидов. Это значит, что нужно расширить коридор, объединить ванную и туалетную комнаты, сделать так, чтобы окна можно было открывать снизу, понизить подоконник, убрать порог у балконного проема, а для этого поднять пол в квартире, заменить деревянные полы, так как на инвалидной коляске по ним трудно ездить, потому что они мягкие и быстро портятся, установка тельферных подъемников, низкобазовой мебели и так далее. Стоимость этих работ высокая, около 2 миллионов рублей, включая оборудование, а в Западном округе проживают 650 колясочников. Если по адаптации внешней окружающей среды практически все вопросы решены, то решение квартирных вопросов не имеет своего регулярного источника финансирования.

Когда человек выезжает из квартиры, начинаются проблемы проезда. В нашем округе нет ни одного официально оформленного пандуса. Для того чтобы оформить пандус, нужно оформить отвод земли, поменять фасадное решение, заказать геоподоснову, сделать проект пандуса. Для того чтобы все это сделать, нужно потратить денег больше, чем стоимость самого пандуса. Не знаю никого, кто полностью прошел эту дорогу, включая учреждения социальной защиты. Мы пандусы ставим просто так, бывают случаи, когда приходит административная инспекция и говорит, что пандус нужно снести, так как все не оформлено по правилам.

Очень много технических решений разработано в мире, но мы пользуемся одним-двумя, устанавливаем подъемники, занимающие всю лестницу. Здания в большей части старые, жители возражают против подъемников в подъездах.

Учитывая все сложности, есть вариант: переселить всех детей-инвалидов в один-два дома. Этот вариант мы прорабатывали и отмечали, что такие дома можно адаптировать, квартиры сделать удобными. В округе на получение специализированных квартир стоят 39 семей, или 123 человека, проблема в том, что, когда мы переселяем их, квартиры выделяются из фонда социального найма, при этом родственники возражают, они хотят остаться в населенных районах, хотят, чтобы выделенная квартира была впоследствии приватизирована. Мы предлагаем: если квартира адаптируется, если мы делаем в нее существенные вложения, близкие к стоимости квартиры, то она должна отходить государству в обмен на предоставление эквивалентной в том же районе. Но это вопрос очень тяжелый, получать квартиру люди хотят, а идти нам навстречу — нет.

Весьма сложная проблема — качество адаптационных работ. Например, мы должны помочь передвигаться по городу тем, кто имеет слабое зрение. Суть проблемы в том, что появилась тенденция проведения адаптационных работ одноразового характера. То есть я, имея скотч красного и желтого цветов, могу адаптировать любое здание, оно будет смотреться вполне прилично. Но другой вопрос, сколько этот скотч проживет, во всяком случае на время прихода комиссии его точно хватит. Переход на станции метро «Университет» был сделан из бетонных плит с прорезиненной поверхностью, он простоял не более двух месяцев, был даже бетон выщерблен, и плиты нужно менять. Для того чтобы выйти из положения, мы стали применять плитки из автомобильных покрышек, когда технология производства заключается в том, что резиновая крошка склеивается. Эти плитки были сделаны в сентябре 2008 года, на переходах они стоят уже год.

Наши архитекторы в отличие от зарубежных крайне консервативны. Это приводит к тому, что адаптационные мероприятия становятся тяжелой ношей. По мнению архитекторов, они портят среду, в этом отношении есть очень интересный европейский опыт: они объединили все поля и выработали универсальный дизайн для всех. Когда проектируются эти мероприятия, все делается так, что адаптационные элементы могут стать украшением городской среды.



Оставить комментарий