Интервью директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяны Волосовец

Эксперты предлагают включить в законопроект «Об образовании в РФ» главу об инклюзивном образовании. Об этом сообщила директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец, член подгруппы, в ходе заседания «Правовой статус инклюзивного образования в РФ», организованного Социально-консервативным клубом «Гражданская платформа».

Соответствующая глава разработана Рабочей подгруппой по внесению изменений в законопроект в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, возглавляемой депутатами Госдумы РФ Михаилом Терентьевым и Олегом Смолиным.

В настоящее время, в России насчитывается 545 тыс. детей-инвалидов, около 140 тыс. из которых учатся в общеобразовательных школах, 40 тыс. — на дому, 70 тыс. — в системе специального (коррекционного) образования. Таким образом, чуть менее 300 тыс. детей-инвалидов оказываются за рамками системы образования.

На сегодняшний день особую тревогу вызывает тот факт, что дети-инвалиды, имеющие множественные нарушения развития, в том числе, умственную отсталость, численность которых составляет приблизительно 29 тыс. чел. помещаются в учреждения системы социальной защиты, где они изолируются от общества и не имеют возможности получать образование ввиду отсутствия необходимых условий (кадровых, программно-методических, материально-технических и т.д.).

Еще одной проблемой, требующей всестороннего обсуждения, является отсутствие так называемой системы патронатного сопровождения детей, которые в виду особенностей своего психофизического развития оказываются не в состоянии освоить программы коррекционных образовательных учреждений и считаются «необучаемыми». Все это требует разработки специалистами ИПР (индивидуальных программ развития ребенка) и закрепления право на их освоения на законодательном уровне.

Кроме того, часть детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающих в семьях, также не могут получить образования, что обусловлено рядом социально-экономических причин: отсутствие в регионе специальных образовательных учреждений, удаленность их от места проживания, нежелание родителей детей с ОВЗ обучать их в условиях изоляции и интернирования и т.д.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 — 2009 годах модель инклюзивного образования внедрялась в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в Москве, Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

Т. Волосовец также отметила, «что действующее федеральное законодательство предусматривает возможность обучения детей с ОВЗ по специальным образовательным программам в условиях специальных коррекционных (образовательных) учреждений. Однако ни в действующем законе, ни в законопроекте, вынесенном на широкое обсуждение, целостного правового регулирования образования инвалидов нет.»

Эксперты предлагают внести в законопроект понятие «инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья». Следующее предложение — предоставить право выбора, в том числе родителям детей-инвалидов, образовательного учреждения и формы получения образования. В законопроект предусматривается включить статью об использовании федеральных государственных образовательных стандартов в целях обеспечения образования детей-инвалидов.

Кроме того, в документе расшифровывается понятие «специальные условия обучения», которое включает: специальные методы обучения и (или) воспитания; дополнительные и специальные штатные единицы педагогических работников; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников; социально-правовое сопровождение обучающихся, воспитанников; индивидуальные и коллективные технические средства обучения, технические средства реабилитации; адаптированные устройства электронного обучения; изданные специальными шрифтами и в специальных форматах учебники, учебные пособия и др.

В документ внесена статья о Психолого-медико-педагогической комиссии, которая осуществляет комплексное обследование детей-инвалидов с целью определения их потребности в специальных условиях для обучения и (или) воспитания. При этом заключение психолого-медико-педагогической комиссии, содержащее рекомендации по созданию специальных условий для обучения и (или) воспитания, обязательно для исполнения, в том числе для образовательных учреждений.

Источник: Агентство социальной информации

 



Оставить комментарий