Интервью Людмилы Швецовой

На сайте «Антикризисный щит Москвы» состоялась интернет-конференция. На вопросы посетителей сайта отвечала Людмила Швецова – первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса социальной сферы.

Людмила Швецова

Людмила Швецова

<...> Здравствуйте, Людмила Ивановна. В школе, в которой я преподаю больше 20 лет, все чаще поднимается проблема инклюзивного образования. Начинание это, на мой взгляд, благое и будет иметь хорошие плоды. Но для того чтобы работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо иметь специальную подготовку, да и сама школа должна быть для этого оборудована. Ведь в большинстве московских школ нет ни пандусов, ни специальных туалетов для детей-инвалидов. Как в дальнейшем предполагается приспосабливать учебные заведения для людей с ограниченными возможностями? Какие обучающие программы предусмотрены для педагогов? Спасибо.

Вопрос задает Светлана Андреевна Терентьева, педагог

Проблемы инклюзивного образования в течение года обсуждались многократно. Этой теме был посвящен большой международный научно-практический семинар, проходивший в апреле 2009 года в МГППУ. Одним из итогов его работы явилось создание Координационного научно-методического совета по развитию инклюзивной формы обучения. Уже состоялось первых два заседания, на которых обсуждались многие текущие проблемы.
Правда, вопросов пока больше, чем ответов. Поэтому в округа было направлено соответствующее инструктивно-методическое письмо, разъясняющее как «правильно» организовать инклюзивный образовательный процесс.
Важно при этом помнить, что инклюзивное образование не отменяет и не заменяет специального образования, а организуется в дополнение к нему и опирается на него, как на ресурс собственного развития.
Ежегодно в России рождается более 40 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети-инвалиды при этом составляют 2% всего детского населения страны, в Москве этот показатель – только 1,45%. Однако в количественном выражении это практически 25,6 тыс. детей в возрасте от 0 до 18 лет. Еще столько же детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не имеют такого статуса. В итоге свыше 50 тыс. детей нуждаются в создании особой образовательной среды – комфортной, развивающей, безопасной и безбарьерной.
Образовательная политика Департамента образования и Правительства Москвы в области реализации прав детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе своего развития строится по принципу максимального удовлетворения разнообразных потребностей населения. Она основывается на концептуальных подходах, обеспечивающих создание в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования специальных образовательных условий, в соответствии с международными нормами безбарьерной среды.
Наша главная стратегическая цель – помочь каждому ребенку-инвалиду и ребенку с ограниченными возможностями здоровья реализовать провозглашенное Всемирной декларацией прав человека право не подвергаться дискриминации, образовательной и социальной сегрегации в зависимости от имеющихся у него умственных или физических недостатков и особенностей, этнической принадлежности, религии, языка, пола, способностей. Другими словами – найти свое место в жизни.
В этой связи сложившаяся в предшествующие годы инфраструктура, сохраняя свои позитивные черты и учитывая потребности жителей столичного мегаполиса, целенаправленно и непрерывно подвергается модернизации.
Помимо традиционных детских садов и групп компенсирующего вида, специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, другими нарушениями и заболеваниями, школ надомного обучения (14 школ), образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (60), стала развиться сеть служб ранней помощи (48) и лекотек (73). В ближайших планах создание системы «инклюзивных» школ и детских садов, как необходимого дополнения к существующей сети специализированных учреждений. Одними из первых такую работу начали Центральный, Северо-Восточный, Западный и Юго-Западный округа. Это в статусе эксперимента.
Уже сейчас окружные управления образования, хорошо понимая актуальность развития данной формы обучения, задумываются о том, где и когда в каждом муниципальном районе Москвы будут созданы условия для работы в режиме интеграции (инклюзии). Для начала следует выбрать хотя бы одно дошкольное учреждение и одну среднюю общеобразовательную школу. И постепенно начинать работать в этом направлении. А пока, согласно постановлению Правительства Москвы от 23.06.2009 № 576-ПП «О ходе подготовки государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы к новому 2009/2010 учебному году», образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья по инклюзивной модели обучения будет организован на базе 103 образовательных учреждений. Другим немаловажным направлением деятельности Департамента образования в уходящем году и во все последующие годы является работа по приспособлению образовательных учреждений для нужд инвалидов и других маломобильных граждан.
С этой целью в марте – мае 2009 года была проведена сверка адресных списков всех образовательных учреждений, приспособленных для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. По результатам сверки установлено, что из 3992 учреждений (4607 зданий), находящихся в системе Департамента образования города Москвы, приспособлено только 926 (23,2%).
По округам города наибольшее количество приспособленных учреждений находится в Зеленограде (32,1%), чуть меньше в Юго-Западном (30,9 %) и Центральном (30,5%) округах. Наименьшее количество таких учреждений в Северном округе (16,8%), Северо-Восточном (17,4%) и Восточном (18,9%). Среди учреждений городского подчинения приспособлено – 39,1%.
Поэтому Департаментом образования определена установка, что при проведении капитальных ремонтов в образовательных учреждениях, в первую очередь, проводить работы по приспособлению среды для инвалидов. По данным Городской дирекции, в этом учебном году число приспособленных зданий пополнится еще 74 объектами.
Если с учетом особых условий финансирования и оптимизации бюджета 2009 года нам удастся осуществить задуманное, то к концу года процент приспособленных образовательных учреждений возрастет до 38%. <...>



Комментариев к записи: 1

  1. Богомолова Виолетта:

    Я занималась это проблемой с 1996г.не в России.В 2007г. получила результат,когда мои дети,на которых никто и не надеялся,а только считал их вычеркнутыми из общества,их 50 человек! Они закончили массовые школы и получили возможность стать равноправными с остальными детьми!Они все поступили в ВУЗы,и колледжи!И без льгот!Эти дети как раз и являются будущими лауреатами нобелевских премий!!!Главное условие-при отборе в дошкольное учреждение- сохранный интеллект и легкие физические нарушения!С уважением и наилучшими пожеланиями Виолетта.

Оставить комментарий