Дети-инвалиды покинут «резервации»

Дети-инвалиды не должны быть ущемлены в праве на качественное образование и должны иметь возможность вести нормальную, полноценную жизнь — такую задачу поставил президент. А в столичных школах уже планируется открытие отдельных классов для детей-инвалидов. С подробностями – корреспондент «Вести ФМ» Инесса Алексеева.



Cохранить в mp3 (02:22, 2,17 Мб)

Cохранить в wma (02:22, 1,10 Мб)

Обучение детей-инвалидов в обычной, а не в специальной, коррекционной школе — это называется инклюзивное образование. То, к чему в Европе и Америке давно привыкли, для нас — дело новое. Даже для Москвы. Сейчас в городе примерно 90 школ, где вместе со здоровыми детьми учатся дети с нарушениями развития. Не более трех человек в классе — так советуют психологи. Директор Института психолого-педагогических проблем детства Татьяна Волосовец говорит, что здоровым детям это нужно не меньше, чем больным.

«Понимаете, сегодня в нашем обществе и так не хватает доброты и милосердия, а когда рядом с обычным, нормальным нашим школьником вдруг оказывается ребенок, которому постоянно нужна какая-то помощь и поддержка, — вот эти уроки доброты ничем не заменить», — поясняет эксперт.

К проблеме инклюзивного образования каждый относится по-своему. За него ратуют родители детей-инвалидов, прогрессивные педагоги и общественные организации. По статистике, в целом лишь каждый пятый взрослый приветствует инклюзив. Куда более важным кажется им качество образования. А «проблемные» одноклассники не всегда выдерживают темпа. Им проще и удобнее обучаться в маленьких классах по специальным программам. Это и предлагают московские власти.

Уполномоченный по правам ребенка Москвы Евгений Бунимович отмечает — новая модель хоть и не отвечает принципам инклюзивного образования, но все-таки является первым шагом к нему.

«Я надеюсь, что они будут находиться в той же школе, даже если они будут в отдельном классе, то все-таки общая часть у них — внеклассная, после классов. Но это не инклюзивная форма образования. Эта форма, видимо, как переходная предложена. Ну что же — один шаг в эту сторону — тоже правильный», — считает Бунимович.

Главное, чтобы в школьном коллективе не было отторжения, полагает ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий Каспржак.

«Если отдельный класс, то это опять, в определенной степени, резервация. Вот как бы не случилось так, что на них будут показывать пальцем. Вот это очень страшно, потому что культуры совместного обучения у нас в стране, к сожалению, пока нет», — отмечает Каспржак.

Но, несмотря на это, инклюзивное образование — это уже некая реальность, которая будет развиваться. И взрослые, и дети стали понимать, что даже если они против, то об этом уже не очень прилично говорить. И это первый и очень важный психологический рубеж, который удалось преодолеть.



Оставить комментарий