Что говорит новый Закон «Об образовании» об инклюзии?

21.12.2012 Госдума РФ в третьем чтении приняла Закон «Об образовании». Работа над законопроектом шла несколько лет.  Обсуждение вызвало широкий общественный резонанс: было получено 40 тыс. коллективных обращений и поправок, с которыми обратились 600 тыс. граждан. Впервые за много лет в Законе прописан особый правовой статус обучающегося ОВЗ, как лица, имеющего подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий; расшифровывается следующая терминология:

  • индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
  • инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Особое внимание отводится понятию «качества образования», под которым понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Ст. 42 Закона расшифровывает содержание «психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации», которая  включает в себя:

  1. психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  2. коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
  3. комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
  4. помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации «психолого-педагогическое сопровождение».

Указывается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка.

Русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Перевод русского жестового языка (сурдоперевод, тифлосурдоперевод) осуществляют переводчики русского жестового языка (сурдопереводчики, тифлосурдопереводчики), имеющие соответствующее образование и квалификацию. Порядок предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) определяется Правительством Российской Федерации.

Соответствующие поправки внесены и в ст. 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».

 Подготовила Анастасия Владимировна Захарова, методист ЦПМСС «Взаимодействие»



Оставить комментарий