Урокам доброты создадут концепцию

npmid-4890[1]В Общественной палате РФ прошло заседание, посвященное Урокам по пониманию инвалидности. Своей методикой проведения этих занятий поделились сотрудники РООИ «Перспектива» – в надежде, что идея подобных уроков будет поддержана и распространена как можно шире. Член Общественной палаты и известная певица Диана Гурцкая, сама человек с инвалидностью (Диана незрячая), решила собрать за круглым столом экспертов, так или иначе связанных с продвижением в обществе идеи равных прав для людей с инвалидностью, инклюзивного обучения, безбарьерной среды. После того, как в молодежном лагере на Селигере президент страны Владимир Путин высказался в поддержку Уроков доброты, НКО, занимающиеся этим вопросом, сочли, что появился шанс получить поддержку для этих уроков на государственном уровне.

Как сообщил в начале заседания секретарь ОП РФ Александр Бречалов, необходимо подготовить концепцию организации таких уроков, собрав и переработав лучшие практики общественных организаций. Для проведения в регионах первого показательного урока на основе этой концепции будут привлечены члены местных Общественных палат. Данный урок должен состояться 3 декабря (В Международный день людей с инвалидностью), а к 5 мая (Международный день борьбы за права инвалидов) доработанная и должным образом оформленная концепция будет официально презентована президенту и стране. «Но не нужно заострять внимание на этих датах, – подчеркнул Александр Бречалов. – Культура совместной жизни должна быть всегда, а не только к определенной дате».

Диана Гурцкая сообщила собравшимся, что в результате сегодняшнего мозгового штурма будет сформирован своего рода штаб, который и займется разработкой концепции. Взять на себя основную часть работы должна заместитель председателя Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности Елена Клочко, а также несколько экспертов, которые и решат, на какой основе будет формироваться концепция.

«Данная тема важна как для самих людей с инвалидностью, так и для всех остальных детей, а также родителей, чтобы мы могли жить в нормальном толерантном обществе», – поделилась своими соображениями Елена Клочко. «Надо воспитывать общество», – согласилась с ней член ОП РФ Ольга Костина и привела примеры, когда родители заявляли, что не хотят, чтобы их дети учились в одном классе с детьми с инвалидностью. Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Галина Николаева горячо поддержала идею занятий по пониманию инвалидности, пообещала безоговорочную поддержку сенаторов и предложила подключить к данной работе педагогов. Член Общественной палаты и педагог Роман Дощинский сразу обратил внимание собравшихся, что в этом случае надо пересматривать критерии, на основе которых формируются рейтинги школ, и обращать внимание не только на успехи учеников на предметных олимпиадах.

Когда речь зашла о конкретных методиках проведения занятий, руководитель Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция» ВОИ Елена Худенко рассказала о том, как ее организация проводит такие уроки в российских регионах: «У нас существует 160-200 конспектов таких уроков с 1 по 5 классы, – рассказала она. – Кроме того, мы сделали подборку соответствующих литературных текстов по возрастам». Правда, эксперт сразу же призналась, что сегодня эта литература не очень действует на современных детей, и нужны новые книги, мультфильмы, необходимо использовать популярные среди детей гаджеты… Нужно готовить кадры для проведения таких уроков, считает Елена Худенко, но учителя сегодня и без того перегружены. А потому нужны нормативно-правовые акты, которые бы закрепляли статус этих уроков, и дополнительные гранты, чтобы стимулировать учителя. Она также рассказала о методике донесения до детей информации через кукольный театр: «Мы сделали большие куклы метровой высоты с разными типами инвалидности, чтобы учить детей на куклах, иначе живых инвалидов они могут испугаться», – сделала неосторожное заявление эксперт. Диана Гурцкая ответила, что ее еще никто никогда не боялся, ни дети, ни зрители, несмотря на ее инвалидность.

С презентацией методики РООИ «Перспектива» выступила руководитель отдела инклюзивного образования Мария Перфильева, которая сообщила собравшимся, что «Перспектива» проводит Уроки доброты с 1997 года и само название занятий было предложено много лет назад партнерами «Перспективы» из Екатеринбурга. «За эти годы мы вмести с нашими региональными партнерами, которые обучались по нашей методике, провели занятия для сотен тысяч школьников в десятках регионов страны», – рассказала она и подробно изложила присутствующим суть разработанной в «Перспективе» технологии.

По итогам заседания РООИ «Перспектива» была включена в штаб подготовки новой концепции: «Мы передадим в Общественную палату все наши предложения, – прокомментировала Мария Перфильева. – Конечно, поддержка таких занятий на государственном уровне очень помогла бы сделать первый шаг на пути изменения восприятия людей с инвалидностью в обществе». При этом эксперт считает нецелесообразным перекладывать обязанности по ведению уроков на школьных учителей или членов Общественных палат: «Вести уроки доброты должны обязательно сами люди с инвалидностью, – уверена Мария Перфильева. – Для школ это не должно становиться дополнительной головной болью или расходной статьей. А вот учебным центрам для подготовки людей с инвалидностью к проведению таких занятий государственная поддержка будет очень нужна».

В заседании также участвовали сотрудники РООИ «Перспектива» Ольга Котова, Петр Рыжков, Анна Михайленко и Мария Назукина.

Ольга Котова и Петр Рыжков, представляющие спортивный отдел «Перспективы», рассказали о том, что на основе Уроков доброты была также разработана методика проведения Уроков параспорта, в ходе которых детям рассказывают о различных видах паралимпийского спорта и известных спортсменах, а кроме того, по приглашению «Перспективы», спортсмены-паралимпийцы демонстрируют школьникам разные виды спорта и дают попробовать свои силы в этих видах.

Источник: РООИ «Перспектива»



Оставить комментарий