Образование должно быть инклюзивным и светским, считает общественность

Более тысячи предложений от российских пользователей поступило к проекту федерального закона «Об образовании». Самые популярные темы обсуждения: изучение религии в школе, учебная неделя, деятельность учителя во внеурочное время, льготы для инвалидов при поступлении в вуз и инклюзивное образование. Новый вариант законопроекта «Об образовании» размещен на специальном сайте www.zakonoproekt2010.ru для общественного обсуждения, которое будет проходить в течение двух месяцев, до 1 февраля 2011 года.

Президент России Дмитрий Медведев поручил министерству образования и науки РФ организовать общественное обсуждение нового законопроекта, подобное обсуждению закона «О полиции».

Новый документ заменит два базовых закона — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное — начальное, среднее и высшее, и дополнительное. Планировалось, что проект нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» будет рассмотрен и принят Госдумой до конца 2010 года. Однако министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что лучше пожертвовать сроками, но не допустить принятия документа, в котором будут противоречия.

Образование нации — дело государства

Более двухсот поправок предложено в главу «Общие положения». Участники обсуждения предлагают исключить из проекта закона понятие «образовательные услуги». «Данное понятие принижает миссию образовательного учреждения — образовательное учреждение не оказывает услуг, оно воспитывает и образовывает подрастающее поколение», — говорится в предложении.

Также пользователи считают, что образование нации — дело государственное, поэтому в системе российского образования не может быть такого понятия, как «индивидуальный предприниматель».

Большинство участников обсуждения придерживаются мнения, что образование в России должно быть светским. «Вести уроки должны светские педагоги, а не священники. Желающие получать религиозное образование, также как и спортивное, и музыкальное, должны делать это в отдельных учреждениях», — говорится в предложении.

В этом году в эксперименте по преподаванию основ религий в российских школах участвует 21 регион. Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает шесть модулей: православную, исламскую, буддийскую, иудейскую культуры, основы мировых религиозных культур и светскую этику. Школьники могут изучать на выбор один из модулей. В течение 2010—2011 годов преподавать новый курс будут в четвертой четверти 4-го класса и первой четверти 5-го класса.

Пользователи отмечают, что новым законом стоит запретить введение в программу уроков религиозного характера. «Если кто-то пожелает, что его ребенку за госсчет должна преподаваться какая-либо религия, то финансирование этого должно проходить за счет этих родителей, которые оплачивают дополнительный налог государству, а государство за счет этих средств обеспечивает именно этим людям религиозное обучение именно их детей в школе», — считают участники обсуждения.

Два законных выходных

В главе «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность» основные предложения вносятся учителями. Педагоги просят узаконить пятидневную учебную неделю. «Родители должны заниматься воспитанием детей, а не перекладывать все на плечи педагогов. Да и учителя тоже люди, дайте два законных выходных», — говорится в одном из замечаний.

Участники обсуждений считают, что «минимальная оплата труда учителя не должна быть ниже прожиточного минимума», а государство должно продумать механизм предоставления жилья педагогам со стажем.

Уровень заработной платы педагогов недавно обсуждал президент РФ на встрече с краснодарскими учителями. Он отметил, что одна из главных задач, — «дотянуть среднюю зарплату учителей до уровня средней зарплаты в стране».

Пользователи отмечают, что новый закон должен оградить учителей от участия в субботниках и других подобных мероприятиях. «Это очень важно, так как сейчас работников заставляют отрабатывать на субботниках, бесплатно дежурить вечером в общежитиях, обеспечивать явку студентов на выборах», — считают участники дискуссии.

Льготы инвалидам

При обсуждении главы «Высшее образование» часто говорят о сохранении и расширении существующих льгот для инвалидов при поступлении в высшее учебное заведение. В настоящее время предусмотрено, что льготы при поступлении в вуз имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым не противопоказано обучение в вузе, молодые люди в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, и если средний доход семьи ниже величины прожиточного минимума.

«Предлагаю добавить к льготной категории и инвалидов 3 группы, так как инвалиды 1 и 2 группы, в основном по здоровью, не могут полноценно обучаться на дневном отделении», — отмечает участник обсуждения.

«Инвалиды 3 группы должны быть добавлены к льготной категории обязательно. Большое упущение, что они сейчас не в списке», — считает пользователь.

Внимание, медики рекомендуют

Участники обсуждения закона отмечают, что образовательные учреждения должны более внимательно относиться к предписанным школьникам медицинским и медико-психологическим рекомендациям.

«На данный момент родители многих детей с особыми образовательными потребностями, в частности с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, жалуются, что образовательные учреждения игнорируют медицинские рекомендации, рекомендации психологов, соблюдение которых важно для сохранения физического и психологического здоровья обучающихся», — считает пользователь.

Участники обсуждения полагают, что законопроектом в недостаточной мере проработаны вопросы инклюзивного образования, которое подразумевает обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

«Многие дети с ограниченными возможностями здоровья или особыми образовательными потребностями не могут и не должны обучаться в отдельных коррекционных классах и школах. Они должны получать образование в обычных школах, при обеспечении необходимого психолого-педагогического сопровождения, а также консультационной помощи родителям. Предлагаемое дополнение призвано учесть потребности инклюзивного образования в таких ситуациях», — отмечают они.

Пользователи также уделили внимание единому государственному экзамену (ЕГЭ). Они считают, что следует исключить слово «объективный» из формулировки «единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки достижения обучающимися требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы».

ЕГЭ с 2009 года стал обязательной формой итоговой аттестации выпускников школ и приема абитуриентов в вузы. Обязательными предметами, по которым школьники сдают экзамен, являются математика и русский язык, также можно сдавать экзамены по литературе, истории, химии, иностранным языкам и ряду других предметов. В этом году госэкзамены в основные сроки сдавали более 878 тысяч выпускников, из них 16 тысяч не справились с итоговыми испытаниями и не получили аттестаты.

Источник: РИА-Новости



Оставить комментарий