Концепция образовательной интеграции (инклюзии) в ЮАО г.Москвы

Данная Концепция призвана лечь в основу стратегии развития образовательной интеграции (инклюзии) в Южном образовательном округе города Москвы как актуальному вызову современной образовательной системы и демократизации общественной жизни в целом.
В основу Концепции положены международные нормативно-правовые акты, в частности: Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (1960); Конвенция ООН о правах ребенка (1989); Саламанская декларация (1994); Конвенция ООН о правах инвалидов (2007).

Во всех типах образовательных учреждений г. Москвы, удовлетворяющих образовательные потребности москвичей с нарушениями здоровья, воспитывается и обучается свыше 50 тысяч детей с ОВЗ, в том числе свыше 18 тыс. детей-инвалидов. Всего в 2008—2009 гг. система образования охватывает 74,5 процента детей-инвалидов школьного возраста и 36,7 процента детей-инвалидов дошкольного возраста. При этом в Южном округе г. Москвы посещают дошкольные образовательные учреждения 478 детей-инвалидов, средние общеобразовательные школы 97 детей-инвалидов и 311 детей обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Сегодня в Южном образовательном округе Москвы (далее – ЮАО) функционирует разветвленная дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), которая обеспечивает создание им индивидуальной адаптивной среды — детские сады компенсирующего (17) и комбинированного (56) видов, специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты (8), средние общеобразовательные учреждения «Школа надомного обучения» (1), средние общеобразовательные учреждения «Школа здоровья» (6), центры образования – «Школа здоровья» (7), образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (4), центры содействия укреплению здоровья (19).

Система дошкольного образования ЮОУО ДО г. Москвы включает в себя 5 образовательных учреждений, имеющих службу ранней помощи и 13 лекотек. На базе дошкольных образовательных учреждений открыты: группы для детей с нарушениями зрения (50 групп, 600 детей); группы для с нарушениями зрения (2 группы, 30 детей); группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (45 групп, 570 детей); группы для детей с задержкой психического развития (24 группы, 276 детей); группы для детей с интеллектуальными нарушениями (13 групп, 146 детей); группы для детей с туберкулезной интоксикацией (11 групп, 160 детей); группы для детей с нарушениями речи (156 групп, 1899 детей), а также существуют группы кратковременного пребывания «Особый ребенок».

Создание условий для полноценного воспитания и образования детей – инвалидов и молодежи, адекватного их состоянию и здоровью, в частности, развитие образовательной интеграции (инклюзии) выделено в один из приоритетов социальной политики города. Интеграция (инклюзия) является одним из решающих и эффективных механизмов построения инклюзивного общества — общества для всех и каждого конкретного человека.

Эти идеи отражены в основных направлениях Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008 – 2017 гг., согласованных с социальными стандартами и показателями, выработанными в ходе реализации постановления Правительства Москвы от 26 июня 2007 г. № 513- ПП «О Стратегии развития города Москвы до 2025 года».

Интегративный (инклюзивный) подход к образованию детей с ОВЗ вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.

Образовательная инклюзия (инклюзивная форма обучения и воспитания) – закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии хронологически, идеологически и технологически. Именно поэтому, их следует считать рядоположенными, но не равнозначными терминами.

Понятия инклюзия и интеграция часто используются как синонимы, но значение данных понятий не совпадают и характеризуют разную степень включенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную систему.

Интеграция возвращает учащихся с ОВЗ в систему общего образования, так как до этого этапа дети данной категории обучались только в системе специального (коррекционного) образования. При этом важно отметить, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы.

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (далее ИОП).

Главное отличие процесса инклюзии от интеграции состоит в том, что при инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ, а идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной и социальной направленности обучения. <...>

Анализируя степень развития интегративной (инклюзивной) формы обучения и воспитания, следует иметь в виду, что в России есть ряд не имеющих западных аналогов научных разработок в области дефектологии и специальной психологии, которые логически связанны с процессом интегративного (инклюзивного) обучения и воспитания. Среди ученых, чьи теоретические идеи и практические исследования заложили основы интегративного обучения у нас в стране, прежде всего, необходимо назвать Э. И. Леонгард, Б. Д. Корсунскую, Г. Л. Зайцеву, Н. Н. Малофеева, Н. Д. Шматко, А. Н. Коноплеву, Т. С. Зыкову, Т. В. Пелымскую, Т. Л. Лещинскую, М. Л. Любимова, Н. М. Назарову, Л. И. Тигранову, Е. А. Шкатову, Л. Е. Шевчука, Л. М. Кобрину, Д. В. Шамсутдинову, Л. М. Щипицину, Т. В. Фуряеву и др.

Так существующие программы ранней психолого-педагогической коррекции, позволяют вывести многих детей с ОВЗ на такой уровень психофизического развития, который дает им возможность влиться в нормальную общеобразовательную среду. Именно поэтому при развитии данной формы обучения в Южном административном округе г. Москвы мы будем опираться на методологию и технологии, предложенные отечественными учеными и практиками.

Скачать Скачать полный текст Концепции образовательной интеграции (инклюзии) в ЮАО г.Москвы вы можете здесь... (cкачали 3112 раз)



Оставить комментарий