Совет директоров окружных ресурсных центров

28 апреля на базе ГОУ СОШ № 2043 при содействии Северного Окружного Управления образования, Института проблем инклюзивного образования, Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, а так же Окружного ресурсного центра ЦПМСС «Зеленая ветка» состоялся Совет директоров окружных ресурсных центров города Москвы.
Основной темой выступлений специалистов в первой части заседания совета -  был  обмен опытом по созданию и выбору различных моделей непрерывного образования детей с ОВЗ, вторая же часть проходила в  виде свободной дискуссии и обсуждении самых актуальных вопросов развития инклюзивного образования.

Открыла совет директоров, ведущий специалист Северного Окружного Управления Образования Кузьмина Е.И., в своём приветственном слове она подчеркнула значимость  инклюзивного образования, отметив сложности, с которыми встречаются специалисты: модификация средств и способов подачи информации преподавательским коллективом; популяризацию инклюзивного образования благодаря средствам СМИ и насколько это осложнило, и одновременно упростило процесс становления инклюзивной практики – родители детей с ОВЗ, готовы пойти общеобразовательные школы с инклюзивной практикой, при этом многие из них минуют дошкольные образовательные учреждения, тем самым нередко нарушая гибкость и системность подхода к обучению ребенка – это и есть основные цели и задачи и инклюзивного образования.

Тема «системного подхода» продолжилась и в выступлении директора ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка» Агафоновой Е.Л., объединении всех возможных участников образовательного процесса: дошкольных учреждений, школ, центров психолого-медико-социального сопровождения, коррекционных учреждений, центров дополнительного образования и других некоммерческих учреждений и приведет к эффективному включению ребенка с ОВЗ в систему образования.  Территориального взаимодействия между образовательными учреждениями при сопровождении ребенка с ОВЗ – «шаговая доступность»,  «передавание» из одного образовательного учреждения в другое и создание некого портфолио ребенка, в котором будут указаны все индивидуальные особенности и даны определенные рекомендации, вот тот системный подход, с учетом индивидуальных особенностей к которому и следует стремиться в проектировании инклюзивных практик.

В подтверждении эффективности системного подхода и реализации территориальной модели непрерывного образования был представлен опыт инклюзивного образования в САО г. Москвы на базе: ДОУ №385, ДОУ № 90, Центра «Лекотека», ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка», СКОШ №162, ГОУ СОШ № 706, ГОУ СОШ №2043, ГОУ ЦО № 1601, Центр ЦМТ «Гермес».

Резюмируя представленные доклады, можно выделить определенные барьеры, с которыми столкнулись ОУ при реализации инклюзивного образования, которые во многом делают инклюзивное образование в нашей стране пока что экспериментальным.

  • Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
  • Отсутствие гибких образовательных стандартов.
  • Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
  • Общая неосведомленность родителей о системе и принципах инклюзивного образования и т.д.

Однако при этом представители образовательных учреждений отметили значительные плюсы, которые дает инклюзивная практика, не только для детей с ОВЗ, но и для детей нормативной группы:

  • Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
  • Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
  • Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Закончился совет презентацией  социально-образовательной акцией «Лети, лети, лепесток!»,  на базе ГОУ СОШ № 2043 с участием ЦПМСС «Зеленая Ветка», нацеленной на содействие в организации полноценного социального взаимодействия между детьми с ОВЗ и их обычными сверстниками.

Благодарим  коллег-специалистов за предоставленные доклады и информацию в ходе проведения  совета.

Елена Чабановская методист ОРЦ «Взаимодействие»



Оставить комментарий